Функциональная грамотность
Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.
С сентября 2022 г. вступают в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.
Что же такое функциональная грамотность?
Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Что такое функциональная грамотность и как её развивать: 35 советов родителям
Что значит быть грамотным в 21 веке
Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.
Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.
С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив которые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.
Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на портале Российской электронной школы (РЭШ). А также на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы).
Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности.
Документация
Федеральный уровень
Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Приказ Минобразования ЯО_193_01-04_от 13.09.2023_PISA_2023.pdf
Региональный уровень
Приказ МинобрЯО_193_01-04_от 13.09.2023_PISA_2023 Об организации и проведении общероссийской и региональной оценки по модели PISA в 2023 году в Ярославской области Приказ Об обеспечении объективности при проведении общероссийской и региональной оценки по модели PISA в 2023 году в Ярославской области 09.10.2023_вх_987_01-12
Приказ Департамента образования Ярославской области №282/01-03 от 17.09.2021 г. Об организации работы по повышению функциональной грамотности
Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности общеобразовательных организаций на 2021-2022 учебный год
План работы (дорожная карта)
Приказ 01-051088 от 11.11.2022 г. - Департамент образования мэрии г. Ярославля
1208 Муниц. план (дорожная карта) по ФГОС и ФГ на 2024 год
Регион.план по ФГОС и ФГ_2023-2024 уч.год.
Локальный уровень МОУ
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2024-2025 учебный год.
Приказ о проведении диагностики по функциональной грамотности для обучающихся 8а класса
Приказ МОУ "Средняя школа № 17" Об организации работы по повышению функциональной грамотности
Приказ о проведении диагностики по функциональной грамотности
Локальный уровень МОУ (архив документов)
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год
План-график вебинаров на 2023-2024 учебный годПлан-график вебинаров на 2023-2024 учебный год
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год
Аналитическая справка по итогам мониторинга за I полугодие 2022-23 учебный год