Обучающимся о медиации
От конфликта — к примирению!
Разгневан — потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади Ширази (около 1181 — 1291)
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. Ни один день школьной жизни не обходится без конфликтов – слишком много детей и взрослых взаимодействует здесь. Конфликты могут быть самыми разными: от легких ссор на несколько минут до серьезных проблем типа буллинга продолжительностью не один месяц с жесткими и травматичными последствиями для всех сторон. Иногда для решения спора без третьей стороны не обойтись. Речь идет о медиации (школьной службе примирения).
Медиация - это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого лица или лиц, привлекаемых сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Школьная служба медиации (примирения) это:
- Разрешение конфликтов силами самой школы.
- Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
- Профилактика школьной дезадаптации.
Основная цель службы школьной медиации (примирения) состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.
Зачем нужна медиация школе?
Школьная медиация – это собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп. При столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкновением интересов. Подростки часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Школьная медиация нужна для мирного
решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения. Медиатор создает возможность для каждой стороны: услышать другую сторону, понять, что именно хочет донести до вас вторая сторона, выразить свои чувства, выявить истинные интересы каждой из сторон, восстановить и укрепить связи между конфликтующими сторонами. Решение вырабатывается самими участниками конфликта.
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями. Конфликты являются движущей силой развития при их мирном, конструктивном решении.
Способы выхода из конфликтной ситуации
Соперничество (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Восстановительная программа – это процесс, в котором независимая третья сторона руководит общением и переговорами, выступая за добровольное принятие решений участниками спора.
Основные принципы медиации
Добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации, как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
Информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
Нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
Конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругумедиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
Ответственность сторон и медиатора
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Медиатор не может советовать сторонам, принять то или иное решение по существу конфликта.
Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. «Мирный договор» заключается с учетом мнения всех участников и с их согласия. Поэтому каждая из сторон должна помнить о своей персональной ответственности за соблюдение договора и об обязательности выполнения каждого пункта в итоговом соглашении.
Программы примирения помогают:
- разрешению конфликтных ситуаций;
- возмещению ущерба пострадавшей стороне, если это необходимо;
- взятию ответственности правонарушителем за совершенный проступок перед пострадавшей стороной;
- налаживанию диалога;
- поддержке конструктивного способа решения проблем, вместо столкновения между людьми.
Т.о., цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.
ПОМНИТЕ!
Цель медиатора – НЕ разбирательства, НЕ наказания, а ПОМОЩЬ и совместный с Вами ПОИСК ДОСТОЙНОГО ВЫХОДА, которой устроит обе стороны.
Если в неприятной ситуации оказались не Вы сами, а кто-то другой и Вам об этом известно, можно сказать об этом медиаторам, они помогут также без огласки и быстро. Сообщить медиатору о том, что другому плохо (унижают, обижают, высмеивают, угрожают, назревает ссора) также важно, как позвать на помощь попавшему в беду.
НЕ будьте равнодушны!
В сложной ситуации может оказаться каждый!
В нашей школе каждый должен чувствовать комфорт и безопасность!
Если вы решили обратиться в службу медиации, то вы можете подойти в кабинет психологов.